Взаимодействие с гиперактивными детьми

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью.
С рождением гиперактивного ребенка из семьи навсегда уходит спокойствие. Его место постепенно занимают Шум и Разгром. Их силами создается музыкальный ансамбль, специализирующийся по классу игры на нервах родителей и воспитателей. Дирижером становится само чадо, блестяще владеющее этим искусством с первых дней жизни

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности. Можно утверждать, что это - специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами (стиль воспитания в семье). Что де такое СДВГ? И есть ли причина ругать гиперактивного ребенка? Намеренно или произвольно он так себя ведет? Виноват ли он? С чем родители могут справиться сами? В чем поможет специалист?

Большинство исследователей выделяют 3 основных признака (проявления) СДВГ.

1. Гиперактивность (избыток моторной активности): выражается в беспокойстве, суетливости, болтливости, многочисленных посторонних движениях, неспособности усидеть на одном месте, продолжительность сна часто меньше нормы. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, неловкие движения, несформированность мелкой моторики (следствием чего является неумение застегивать пуговицы, завязывать шнурки, использовать ножницы, несформированный почерк).

2. Нарушения внимания проявляются в трудностях удержания внимания, снижения избирательности и выраженной отвлекаемости.

3. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других. Такие дети не умеют подчиняться правилам и ждать. Искренне раскаявшись в своих поступках повторяют их снова. Даже осознавая неправильность поведения, гиперактивные дети не могут исправиться, так как их импульсивность сильнее самоконтроля.

Рекомендации родителям: 1. Ввести 2-3 бытовых правила (например, мыть руки перед едой), которые ребенок должен выполнять обязательно, и наказывать ТОЛЬКО за них.

2. Установит "жизнь по правилам", начать со строгого режима дня и прогулок.

3. Неоднократно, по2-3 раза, но без раздражения, проговаривать с ребенком поведенческие, учебные и бытовые правила.

4. классический массаж спины, воротниковой и затылочной зоны.

5. Следовать нормам здорового образа жизни: спорт, активный отдых, отсутствие вредных привычек.

6. следить за психологическим климатом в семье.

7. общеукрепляющие процедуры: контрастный душ и дыхательную гимнастику по утрам, на ночь, в случае возбуждения - успокаивающие ванны.

Игры, в которые можно поиграть с гиперактивным ребенком

"Клубочек" Цель: обучить ребенка одному из приемов саморегуляции. Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это не простой, а волшебный клубочек. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить взрослого дать ему "волшебные нитки", всякий раз, как он почувствует, что он огорчен, устал или "завелся".

"Послушай тишину" Цель: развивать умение внимание ребенка и умение владеть собой. По первому сигналу колокольчика ребенок начинает бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу он должен быстро сесть на стул и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем ребенок рассказывает, какие звуки он слышал.