Учим дошкольника читать

В вашей семье есть ребенок-дошколенок, и вам хочется как можно быстрее научить его читать. Наверное, вы уже приобрели красочную азбуку или букварь для малыша. А может, пробовали научить его читать, но что-то не получилось. Тогда этот материал для вас.

Как утверждают педагоги, совсем необязательно до школы научить ребенка письму, но чтению просто необходимо. Самый распространенный родительский вопрос: с какого возраста целесообразнее начать обучение чтению? Собственно, с ответа на него и надо начать нашу консультацию. А в качестве эксперта выступит директор Центра развития и воспитания дошкольников «Киндер+» Людмила Модогорова.

2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте – непонятные и неинтересные иероглифы, их назначение пока недоступно для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

4-5 лет. В этом возрасте особо выражено чутье ребенка к языку. При условии, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия (это могут быть кубики с буквами). Но если четырехлетка еще не научился сосредоточивать внимание, нетерпелив, лучше еще подождать.

6-7 лет. В этом возрасте у большинства детей появляется желание учиться. Поэтому  старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для начала обучения чтению.

По мнению Людмилы Модогоровой, важным моментом в освоении чтения являются следующие психологические навыки: ребенок должен уметь слушать, должны быть развиты память, логика. А идти к этому нужно через творчество. На самом деле все очень просто. Организуйте домашние занятия в игровой форме, пусть они будут захватывающими, сопровождаться музыкальными и театральными фрагментами. Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира и  эффективная форма обучения. Обучение должно проходить как бы между прочим, в обстановке увлекательного дела. При этом Людмила Григорьевна советует обратить внимание на ряд моментов.

- Сами при этом выполняйте функцию друга по игре. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

- Больше важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

- Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

- Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика и все, что вам подскажет ваша фантазия).

- Нежелание ребенка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так.

- Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь. Будьте терпеливы!

- Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

- Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха.

И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо  игры, ставит задачу любой ценой научить ребенка читать.

Приведем пример игровых заданий при обучении чтению. Вы можете сами придумать и нарисовать подобные задания. Все зависит от вашей фантазии!

Упражнение «Прятки»

Цель: обучение чтению, развитие внимания.

Инструкция: в этом задании необходимо найти пять разных букв, которые «спрятались» на картинке. После того как ребенок нашел и опознал на рисунке очередную букву, ее надо выбрать среди букв, расположенных внизу. Если выбор произведен правильно, закрасьте букву зеленым цветом. Если ребенок ошибся – коричневым.

Упражнение «Найди подходящую часть буквы»

 Цель: обучение чтению.

Инструкция: в левой части изображена одна часть какой-то буквы. С правой стороны даны на выбор четыре варианта второй, недостающей части этой буквы. Надо выбрать из них подходящую.

Казалось бы, ничего сложного в такого рода домашних занятиях нет. Конечно, если родители креативны, это действительно так. А если нет? А если при этом вы еще и очень заняты? Специалисты отмечают, что в любом случае вашему малышу необходима помощь квалифицированного педагога. Какие бы замечательные родители не были, для ребенка эффективнее занятия с чужим человеком. Плюс к этому работа в группе ровесников протекает интереснее, материал усваивается легче. Поэтому по возможности все-таки следует отдать сына или дочь в Центр развития дошкольника. Выбор его остается за вами: ближайший от дома, по совету друзей или как вам подсказывает родительское чутье.

Евгения Мадагаева