Психологические особенности развития

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Развивается новое отношение к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ управления.  Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

1 этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.

2 этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

3 этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому ребенок не должен быть перегружен большим количеством игрушек. Также в этот период у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности с взрослым. Педагогам и родителям необходимо стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.

Есть одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все усилия оказались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили…

Ребенок в этом возрасте выделяет в предмете лишь его ярко выраженные признаки, которые чаще всего бывают второстепенными. Задача взрослого - правильно называть признаки и действия предмета. Детям наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т.д. ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать: -5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); -8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети любят разбирать игрушки.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима. Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

Психолог, Людмила Евгеньевна Зленко