Как правильно развивать способности ребенка?  

 

Таланты есть у каждого малыша – в этом уверены участники нашего круглого стола, который прошел в ИД «Информ Полис». Но как сделать так, чтобы алмаз превратился в бриллиант и засиял всеми гранями? Об этом нам рассказали психологи, руководители центров развития Улан-Удэ.

 Ваше чадо подрастает, день за днем радует вас новыми удивительными поступками. Улыбается вам, говорит по слогам слова, делает первые неуверенные шаги… В какой момент можно понять, что перед вами не просто ваш малыш, а, к примеру, будущий Эйнштейн? Ну, во-первых, с ребенком нужно целенаправленно заниматься. Сегодня благо есть хороший выбор центров развития.

 - Родители сейчас современные, они сами определяют, что бы они хотели получить, и ориентируются в услугах центров. Методики развития хорошо известны - Зайцева, Никитиной, Занкова и многие другие. Существует и множество психологических технологий, - говорит Татьяна Подмарева, главный специалист дошкольного образования Комитета по образованию администрации Улан-Удэ.

 Но какая именно подойдет вашему ребенку? И когда стоит вплотную браться за развитие, возможно, будущего гения?

 Чем раньше, тем лучше

 - Обычно начинают развивать ребенка лет с трех. Это ошибочно, ведь можно работать с ребенком  и с нуля лет. Мы представляем методику Домана-Маниченко – развитие с нуля, - рассказывает Анна Батранина, руководитель центра развития человека «Клевер».

 То есть, как только ваш ребенок появился на свет, вы можете активно начать заниматься с ним.

 - Методика разработана для родителей и разделена на уроки. Они достаточно простые, нужно уделить хотя бы 15 - 20 минут. Мы понимаем,  что способности развиваются в действии. Вместе с ребенком вы смотрите видеоуроки, изучаете карточки, запоминаете картинку, проговариваете слова. Это комплекс - творческое развитие, обучение чтению, развитие речи, математика, английский язык, - делится методикой Анна Батранина.

 Ритмика с пеленок

 Чем еще можно занять малыша в центре развития человека «Клевер»?

 - Скоро мы внедряем программу «мама - малыш», где мамы могут заниматься с малышом с пеленок в компании с другими мамочками. Это общение, это удобно и интересно, - рассказывает Анна Батранина.

 Кроме того, для самых маленьких будут организованы ритмика по системе Железновых также в формате «мама - малыш», танцевальная терапия бэби-контакт. Будет разрабатываться программа «Детские жесты», то есть как лучше понимать невербальные знаки вашего чада.

 А уже сейчас «Клевер» приглашает детишек от 2 лет на ритмику, систему комплексного развития – интеллекта, творческих способностей, чтобы педагоги и родители могли определить, к чему у ребенка явные интерес и способности.

 - Творчество – это очень важно. Например, когда ребенок дорисовывает картину, он видит, что результат выходит красивый. И у него повышается самооценка, - объясняет Анна Батранина. – Кроме того, к каждому ребенку у нас индивидуальный подход.

 Чтобы определить доминантную способность ребенка – его талант, рекомендуют также провести специальный тест.

- Его можно давать детям 5 лет. Он нужен, чтобы понять, к чему предрасположен ваш малыш, - говорит Татьяна Подмарева. – Грубо говоря, прежде чем покупать ему пианино, надо узнать, нравится ли это ребенку. И не реализовывать свои собственные амбиции с помощью детей.  

 Нужна «сказкотерапия»

 Людмила Модогорова, директор центра развития и воспитания дошкольников «Киндер+», согласна с коллегой: работать над способностями ребенка нужно с самого рождения, а то и раньше. И для этого применяются различные методики. Главное – окружить ребенка вниманием и любовью.

 - Прежде всего мы создаем комфортные условия для детей. Зайдя в наш центр, ребенок должен чувствовать себя хорошо. Тут красиво, уютно, здесь его искренне любят, и только в таких условиях ребенок будет раскрываться, - уверена Людмила Модогорова.

 В «Киндер+» работают с детьми от 2 лет. Подготовка к школе – с 4-летнего возраста. Основные методики и программы - развитие моторики, работа с художником, музыкальным руководителем, режиссером, рисование песком. Среди обязательных занятий – «сказкотерапия».

 - Это очень интересное и полезное занятие, через героев сказок мы знакомим детей с окружающим миром и одновременно развиваем фантазию, воображение, - говорит Людмила Модогорова. 

 Ученые утверждают, что 70 процентов знаний ребенок получает в дошкольном возрасте, так что этот  период нужно использовать грамотно.

 - Основные ошибки родителей в том, что в это время пытаются втиснуть в ребенка всю школьную программу. Надо ориентироваться не только на развитие интеллектуальных способностей, получение знаний, а в большей степени на общее развитие малыша, - поясняет специалист «Киндер+».

 И главное, что необходимо дать ребенку, – работа с психологами. Проблемы же отставания в развитии ребенка на самом деле зависят не только от физических данных, но и от психологического здоровья.

 - Мы надеемся, что с января 2014 года у нас во всех дошкольных учреждениях появятся ставки психологов. Это просто моя голубая мечта. Я и сама  долгое время работала практическим психологом и глубоко поняла эту проблему, - добавляет Татьяна Подмарева. - Как только появится грамотный психолог дошкольной педагогики, решится ряд проблем в области обучения, развития социализации детей и общения ребенка с родителями.

 Большой родительский труд

 Как показывает практика, стабильно посещают центры развития только группы дошкольной подготовки и группа малышей 2 лет. Другим же родителям почему-то не позволяют работа и обстоятельства заняться развитием чада.

 - Когда приходят на занятия через день, через месяц-два бросают. В таких случаях мы результата не ждем, ведь работа с ребенком – это в первую очередь большой родительский труд, - говорит Людмила Модогорова. - Регулярность, система должны воспитываться с детства.

 - Проблема в родителях, надо каким-то образом влиять на них, - считает Анна Батранина и предлагает возможное решение: – У нас есть возможность заниматься и родителям, пока их дети, к примеру, на ритмике, они могут пойти на занятия йоги. 

 Частные сады не пустуют

 Некоторые родители приходят в Комитет по образованию с наболевшей проблемой – они никак не могут устроить ребенка в садик.

 - Говорят, нам уже 2 года, ребенок никуда не ходил. Мы открываем вместе с ними закон, где прописано: родители ответственны за обеспечение детей дошкольным образованием. Конечно, мы пытаемся найти решения. Но у нас недостаточно информации об организациях, занимающихся работой с детьми. Пожалуйста, делитесь своими координатами, чтобы мы могли направить человека, - призывает Татьяна Подмарева. - У нас 35 частных детских садов – ни один не пустует. Родители отдают туда детей и довольны.

 Развитие в танцах и в боях

 Для комплексного развития ребенка можно обратиться в академию современной Капоэйры. Сюда принимают всех желающих с 6 лет.

 Капоэйра – это афро-бразильский вид единоборств. Уникальность его в том, что он замаскирован под танец. Здесь присутствует акробатика, играет музыка, исполняются песни.

 - Человек, помимо физического развития, получает творческие навыки – поет, танцует, играет на  музыкальных инструментах. У нас в основном перкуссионные инструменты. Также мы поем песни на бразильском и португальском языках, - говорит  Константин Аллахвердиев, руководитель академии современной Капоэйры в Улан-Удэ.  

 Капоэйра – очень гармоничный и естественный вид единоборства. Человек танцует на руках и ногах, как бы развиваясь и переходя в силовые упражнения.

 - Мы учились сами и у мастеров из других городов, привозили их к нам. Это не просто спорт, это образ жизни, мы проводим вместе мероприятия. Капоэйра – это полное комплексное развитие – социальное, музыкальное, творческое, физическое, - заключает Константин Аллахвердиев.

 Главная задача – любить ребенка

 До 3 - 4 лет у человека происходит формирование «Я – сознания» на уровне идентификации пола, имени.

 - Осмысленность появляется в предшкольном возрасте. Просто надо наблюдать за ребенком – кого-то от карандаша и альбома не оторвешь, другой любит двигаться, танцевать. По большому счету, этого не заметить сложно. Надо с вниманием относиться к ребенку, ведь это твое будущее, - объясняет Татьяна Подмарева.  

 Специалисты сошлись во мнении, что трудность воспитания чаще всего заключена в родителях.

 - Модель поведения, которую взрослые усвоили, пытаются дать и своим детям. Говорят, у меня проблема с ребенком, он непослушный, а проблема оказывается в родителе. Пытаемся работать с родителями, а им это не нравится, - делится опытом Александр Полторацкий, семейный психолог центра «Твой выбор».

 По данным опросов, 90 процентов родителей полностью возлагают ответственность за воспитание своих детей на школу, педагогов, воспитателей, что в корне неправильно.

 - Работать надо с родителями, менять стереотипы об успешности. Для них успех, как правило, в материальных ценностях. Меня просят сделать из ребенка лидера, успешного человека. Как? Если дома сидят два убитых горем родителя? – недоумевает Александр Полторацкий. – И как может не хватать времени на ребенка? Родители сейчас сидят в компьютере, дети их тоже. В итоге у ребенка речь не развита, он нервный, часто тревожится.

 Поэтому не стоит забывать, что успешность ребенка в успешности семьи. В первую очередь с психологической и моральной точки зрения. Каждый ребенок талантлив, каждый уникален и по-своему способен. Основное занятие родителей – дать талантам раскрыться, а значит, прежде всего, любить свое чадо.

 - Ничего нового мы не придумаем. Весь смысл – в любви, - уверяет семейный психолог. – Но надо заставить себя трудиться над этим.

 

Ирина Нимацыренова.

Фото Александра Гармаева.