Агрессия дошкольников

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Прежде всего, необходимо различать понятия агрессия и агрессивность.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Если родителя ребенка ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой его характера. 
Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения как физического, так и эмоционального. 
Одной из причин появления агрессии может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно, если ему присуще стремление к лидерству. Также причиной агрессивного поведения может быть ощущение тревоги и страха нападения (скорее всего ребенок подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям).
Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дельнейший ход событий и при этом добиваться своего. Недостаток двигательной активности и физической нагрузки может спровоцировать появление агрессивных реакций.
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
- подраться с подушкой;
- использовать физические силовые упражнения;
- рвать бумагу;
- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
- использовать «мешочек для криков»;
- поколотить стол надувным молотком и т.д.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Поэтому необходимо учить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Например, обсудить ситуацию как поступить , если ребенку нужна игрушка, которая уже занята. Такие беседы помогают ребенку расширить набор способов реагирования в различных ситуациях. Также можно поиграть с ребенком в игры. 
Упражнение «Сотворение чуда»
У ребенка или одного из родителей в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место). Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
Упражнение «Угадай эмоции»
Материал: картинки с нарисованными зайчиками (радостными и грустными). Проведение: Дети пытаются определить настроение зайчиков, объяснить, как они это определили (по выражению мордочки, позе и т.д.) и раскрашивают веселых зайчиков. Проводится беседа о том, что может сделать человека грустным, веселым, счастливым и пр.
Педагог-психолог, Зленко Людмила